Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Перевозка пчел в разное время года – практические советы

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку
TweetOdnoklassniki

Перевозка пчел может понадобиться пчеловоду в любое время года. Ульи перемещают для изменения места сбора нектара, обустройства новой пасеки или при комплектовании вновь купленных семей.

Для того,чтобы перевозка ульев с пчелиными семьями прошла безболезненно для их обитателей, следует правильно подобрать время, а также тщательно подготовить пасеку и транспорт к переезду.

Когда лучше перевозить пчел

Главным условием при перевозке пчел является их возможность после установки ульев на новом месте облететь близлежащие луга и леса. Поэтому, для того чтобы транспортировать пасеку, лучше выбирать время, когда пчелы активны, а не впадают в спячку. Идеальное время – начало весны и осени.

В зимнее время перевозить пчел можно только в случае крайней необходимости. Особенно опасен для пчелиной семьи переезд в конце зимовки, когда у жителей ульев набирается большое количество каловых масс.

Если есть возможность спланировать время переезда, то лучше всего наметить его на период первых облетов пчел ранней весной. Для этого есть несколько причин:

  • небольшое количество пчел и расплода в ульях;
  • отсутствие тяжелых рамок с медом;
  • нет свежих, недавно отстроенных сот.

Менять место расположения пасеки или перевозить пчел после покупки можно любым видом транспорта, но чаще всего это делают, используя автомобильные прицепы или тележки.

Отправляясь в дорогу, рассчитайте время в пути так, чтобы оно не превышало 2 суток. Набранного корма пчелам хватает не более чем на 2-3 дня, поэтому если путешествие затянется, они могут погибнуть.

Ранней весной и при перевозке пчел осенью температура внутри улья понижается, а значит, насекомые не будут испытывать дискомфорт.

Нельзя перевозить пчел в жаркое время года и при высокой температуре воздуха. Лучше всего делать это ночью или в дождливую, пасмурную погоду. В жару пчелы могут погибнуть.

А перевозка зимой в морозные дни будет спряжена с дополнительными хлопотами.

Как правильно перевозить пчел в прицепе

Прежде чем начать собираться в дорогу, следует знать, что новое место обитания пчел должно находиться не менее чем в 3-4 километрах от старого. В противном случае, часть пчел, или даже весь улей может вернуться на привычные луга, и вы потеряете трудолюбивую семью.

Читать еще:  Обработка пчел от клеща осенью

Несмотря на то, что для перевозки пчел подходит абсолютно любой транспорт, начиная от самолета и заканчивая телегой, запряженной лошадьми, чаще всего семейство перевозят в фургонах или в прицепах для перевозки пчелиных ульев.

Наиболее продвинутые пчеловоды используют для кочевки пасеки передвижные павильоны или платформы, но их сооружение или покупка требует затрат.

Перед перевозкой пчел на прицепе легкового автомобиля, его специально подготавливают и предпринимают меры по созданию насекомым комфортных условий.
  1. Чтобы не трясло – расстелите по дну автомобильного прицепа как можно больше сухой соломы или сена. Можно использовать другие материалы (изолон, минвату и др.), которые уберегут пчелиные семьи от тряски и беспокойства. Кроме того, закрепите корпуса ульев веревками или при помощи брусков к стенкам фургона или прицепа.
  2. Чем тише едешь, тем лучше – пчел нельзя перевозить на высокой скорости. Идеальные показатели – 50-70 км/ч. По проселочным дорогам следует двигаться с особой осторожностью, чтобы не растревожить семейство.
  3. Внутренняя безопасность – чтобы внутри ульев не случилось обрушения сот и рамок, из-за которого могут погибнуть пчелки, тяжелые, наполненные медом соты вынимают, а рамки облегчают и крепко фиксируют в пазах.
  4. Доступ воздуха – во время транспортировки пчелы могут начать беспокоиться и вести себя активно, из-за этого может подняться температура клуба. Перед отправкой в путь следует продумать способы вентиляции, а также устанавливая ульи в прицепе следить, чтобы расстояние между ними было не менее 15-20 см. Чаще всего пчеловоды снимают верхнюю крышку улья и накрывают открытую поверхность мелкой металлической сеткой или мешковиной. Таким образом, воздух будет свободно проникать в улей.

С собой в путешествие опытные пчеловоды всегда берут необходимый инвентарь, который поможет вернуть пчел в ульи, если они начнут их покидать. Из инструментов могут понадобиться молоток, гвозди и дымарь. Также на всякий случай лучше приготовить жидкую глину для замазки щелей.

Читать еще:  Дым-пушка для обработки пчел от клещей и болезней

Перевозка пчел в прицепе или на платформе очень удобна. Кроме того, мобильность пасеки позволяет увеличить объемы производства меда. Как только зацветает в соседнем районе медоносный луг или поле, прицеп отправляется в путь.

Как изготовить тележку для перевозки своими руками

Тем, у кого нет возможности приобрести специальный прицеп или платформу, довольно просто можно соорудить тележку для перевозки ульев своими руками. Конструкция позволяет перевозить пчелиные домики по одному и больше в деревянном ящике. Подходит для небольшой дачной пасеки.

Для изготовления понадобится металлическая стальная рама и большие колеса. Если колеса будут маленького размера, перевозить тяжелый груз будет сложно.

К вертикальной основе рамы приваривают 2 ручки, которые по прибытию на место позволяют ровно установить улей прямо на тележке. В нижней части конструкции рядом с колесами по обеим сторонам приваривают вилку или 2 металлические трубки.

Перед транспортировкой тележку подкатывают к улью так, чтобы вилки зашли под днище домика, и он установился на конструкции. Таким образом, улей не придется лишний раз поднимать и переносить.

Если усилить ось и расширить площадь установки ульев, на такой тележке можно устанавливать несколько домиков, тем самым упростив труд по транспортировке пчелиной семьи к медоносам.

После транспортировки по приезду на новую медоносную местность, пчелиные домики нужно расставить так, чтобы они не находились под палящим солнцем. Если поблизости нет деревьев и кустарников, то ульи следует прикрыть ветками или соорудить навесы.

После выгрузки, ульи накрывают крышками и открывают летки. При этом нельзя открывать сразу все летки в домике. Пчелы должны сориентироваться на местности и облететь ее. Поэтому летки открывают по очереди с разницей в несколько часов. Такой прием позволяет пчелам не только привыкнуть к новой местности, но и не смешаться семьям.

Распаковывать ульи и устанавливать рамки можно в день приезда на место, только если пчелы спокойны и не выражают агрессивности. В противном случае нужно дать им возможность облететься, успокоиться и только тогда заняться установкой рамок.
TweetOdnoklassniki

Источник: https://bolshemeda.ru/pchelovodstvo/perevozka-pchel.html

Перевозка пчел на взяток

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Пчел перевозят в следующих слу­чаях: 1) весной — с целью исполь­зовать весенние медоносы, 2) ле­том — на летние медоносные расте­ния и 3) осенью — чтобы дать воз­можность пчелам иметь взяток до наступления холодов.

Кроме этого, существуют еще перевозки специаль­ного назначения для опыления та­ких сельскохозяйственных культур, как семенники люцерны, эспарцета,  клевера и пр.

Куда бы ни перево­зили пчел, необходимо предвари­тельно организовать разведку ме­стности.

Разведка местности

Основная цель разведки заклю­чается в том, чтобы найти место, богатое медоносными растениями и с хорошей питьевой водой. Лучшим местом для весеннего точка являются поляны в пересеченной мест­ности, защищенные от сквозного ветра либо склоном горы либо гу­сто растущими высокими деревья­ми и кустарниками. Очень жела­тельна близость к пасеке также ручейков, покрытых ветлой.

В лесах гор и предгорий часто можно найти хорошие площадки для пасеки. Нужно обратить внима­ние на почву — не покрыта ли она галькой или щебнем, занесенными водой бурных горных потоков.

Ме­ста с указанными признаками очень опасны для стоянки пасеки, так как из-за внезапных наводнений в ре­зультате ливней, прошедших в го­рах, пасеки неоднократно гибли: бешено мчащиеся потоки все смы­вают на своем пути.

В южных районах Советского Союза серьезным врагом пчел яв­ляется птица щур золотистый. Ме­ста массового обитания этой птицы также непригодны для пасеки, ибо щуры питаются преимущественно пчелами; они в короткий срок уничтожают лётных пчел и делают па­секу бездоходной. Щур золотистый гнездится в норах на высоких бере­гах рек, в крутых обрывах балок и холмов возле водоемов.

В лесах при разведке местности для стоянки пасеки нужно избегать сырых заболоченных мест, так как из-за сырости и тумана пчелы плохо развиваются и у них в значительной степени снижается сопротивляемость в отношении европейского  гнильца.

Обилие разнообразных медоносов прежде всего привлекает пчеловода-разведчика. Но, к сожалению, выде­ление нектара у большинства медо­носных растений сильно колеблется по годам. Следовательно, нельзя полагаться исключительно на внеш­ний вид растительного покрова.

Чтобы избежать безрезультатных перевозок, пчеловоды колхозов Ива­новского района, Краснодарского края, впервые применили следую­щий прием.

В намеченное место для стоянки пасеки пчеловод привозит на багажнике велосипеда маленький фанерный улеек с пчелами ко вре­мени зацветания главного медоноса данного массива.

Если пчелы, воз­вращаясь в улей, падают тяжело у летка, то в тот же вечер перевозится вся пасека, заблаговременно подго­товленная пчеловодом. В противном случае наблюдение за контрольным улейком продолжается до тех пор, пока не получится определенный ре­зультат.

Погрузка пчелиных семей на авто­машину для перевозки на медосбор.

Подготовка пасеки к перевозке

Для успешной перевозки пчел не­обходимо тщательно подготовить ульи. В стандартных рамках, имею­щих размер снаружи 435 X 300 мм, должно быть натянуто по 4 прово­локи, а в уменьшенных (435 X X 230 мм) — 3 проволоки.

Для перевозок пригодны только те рам­ки, у которых толщина плечиков и боковинок 1' ом. Необходимо также проверить, нет ли свободных про­странств между плечиками рамок и фальцем угла.

Если таковые имеют­ся, то их необходимо заделать вкладышами или закрепить рамки на месте тонкими гвоздиками.

Улочки в пути не должны изме­нять своей величины. Это достигает­ся либо постоянными разделителями на боковинках рамок либо времен­ными межрамочными вкладышами. Чтобы разделитель не проваливался в улочке, он делается Т-образной формы; длина — 50—60 мм, а тол­щина — соответственно улочке.

Применяются разделители, прикреп­ленные к общему бруску наподобие деревянных грабель. Такие раздели­тели значительно ускоряют работу по подготовке ульев к перевозке.

При ранневесенних и позднеосенних перевозках пчел, когда не требуется вентиляции, можно с успехом поль­зоваться межрамочными реечками (470 мм длины).

' Такие вкладыши-реечки незаменимы для утепления гнезд, так как образуют герметиче­ски-плотный потолок из сомкнутых вверху рамок; они же являются и надежными разделителями рамок в пути. Все рамки в улье плотно сжи­маются последними вкладышами, которыми заклинивают пространство между кроющей рамкой и стенкой улья.

Если приходится перевозить пчел в жару, то потолочные дощечки, холсты и рейки-вкладыши удаляют из улья для доступа в гнезда возду­ха из вентиляционных отверстий и уменьшения духоты. Дно, корпус, надставку и крышу свинчивают при помощи скрепа-хомута. Летки не зарешечивают, а закрывают глухи­ми задвижками, так как решетки в летках беспокоят пчел и вызывают общее волнение всей семьи.

Во время летней духоты пчелы сидят кучей возле летка, а иногда выкучиваются из улья в виде «боро­ды». Дымом их загнать в улей не­возможно. Остается только одно испытанное средство — пульвериза­ция пчел водой, от которой, как при дожде, они быстро входят в улей; после этого закрывают леток. От­крываются все вентиляционные от­верстия в крышках ульев.

В чрезмерно переполненных пче­лами ульях приходится делать слёты старых пчел для перевозки их от­дельно. С этой целью на запасное дно ставят корпус с рамками суши, небольшим количеством (200—300 г) запечатанного меда и закрывают крышкой.

Рамки скрепляются ука­занным выше способом и все части улья свинчиваются. Вентиляционные отверстия должны быть закрыты, чтобы воздух, поступающий извне, не возбуждал лётных пчел.

Приго­товленный в дорогу улей ставят в разгар лёта пчел на место улья с сильной семьей, а этот последний относят в сторону. Семьи, лишив­шиеся большинства лётных пчел, ведут себя в пути очень спокойно, так же как и их лётные пчелы, пе­ревозимые отдельно.

На новом ме­сте каждый корпус с лётными пчелами ставят на свой улей в виде надставки. Это спасает сверхмощные семьи от гибели в пути.

Весь инвентарь и предметы до­машнего обихода приводят в готов­ность по заранее составленному списку, который ежегодно лишь до­полняют или сокращают. Без тако­го списка очень легко забыть предметы, необходимые в дороге, а еще хуже — на новом месте и при возвращении с пчелами домой.

Причины волнения пчел в пути и способы их предупреждения

Беспокойство, причиняемое пче­лам перевозкой, отражается на семьях неодинаково. В одних ульях после первого шума, вызванного беспокойством, наступает относи­тельная тишина, так как пчелы держатся общим клубом за соты и в таком состоянии хорошо перено­сят перевозку.

В других – часть лёт­ных пчел усиленно стремится выле­теть через зарешеченные Летки и вентиляционные сетки и от напря­жения погибает в пути; молодые же пчелы и часть лётных пчел остаются живыми и работоспособными. После перевозки такие семьи быстро оправляются.

В некоторых ульях наблюдается такая картина: через летки, после их открытия, выходит масса лётных пчел и ползет по зем­ле. Пчелы блестяще-лоснящиеся, словно смазаны жиром. Эти пчелы погибают в траве и не участвуют в использовании взятка. Наконец, бывают случаи, когда беспокойство старых лётных пчел передается всей семье и ведет ее к гибели.

Температура в улье поднимается до такой степени, что . соты размягчаются и оползают на дно, расплод и пчелы запариваются и становятся мокры­ми, словно их облили кипятком.

Многочисленными наблюдениями пчеловодов на юге установлено, что пчелиные семьи погибают в пу­ти не от недостатка воздуха из-за несовершенной вентиляции, а в ре­зультате возбуждения всех пчел, поднимающих температуру в улье до такой степени, что происходит вышеописанная катастрофа.

Если во-время открыть леток хотя бы для прохода 2—3 пчел, то гибели семьи не будет, так как из улья выйдут наиболее беспокойные пчелы, они же и наиболее старые, — и в улье сразу же наступает успокоение всей массы пчел хотя бы не было ника­кой вентиляции, и, наоборот, ника­кая вентиляция не помогает, если при закрытых летках пчелы прихо­дят в поголовное возбуждение.

Пчелы сильно волнуются в сле­дующих случаях.

Первая причина, если перевозят пчел с одного взят­ка на другой, например при покупке пчел во время взятка или при пере­броске пасеки с места меньшего взятка на место с большим взятком,, в особенности в первые дни насту­пившего взятка после безвзяточного периода.

Пчелы, разгоряченные пер­вым напрыском, всегда в пути при­ходят в сильное возбуждение и при закрытых летках запариваются. В этом случае приходится перево­зить пчел с открытыми летками на грузовой машине.

Каждый улей с закрытым летком ставят на машину как можно осторожнее летком к бо­ковому борту, после чего тотчас же открывают леток на 1—2 см. Так постепенно грузятся все ульи. Если по той или иной причине машина задержится в Пути и пасеку придет­ся перевозить днем, в зной, т. е. при самых неблагоприятных условиях, гибели пчел не будет.

Мнение, будто бы семьи, перевозимые с открытыми летками, лишаются всех лётных пчел и становятся бездоходными, лишено всякого основания и пол­ностью опровергается практикой.

Вылетает только небольшая группа пчел-разведчиц и так как она не возвращается в улей вследствие движения машины, то остальные пчелы не вылетают, за исключением единичных.

В очень сильных семьях часть пчел через открытый леток выкучивается из улья и висит «бо­родой» на стенке и в таком виде снимается вместе с ульем с машины.

Второй причиной волнения пчел в пути является плохое крепление ра­мок. Даже небольшое качание не­скольких рамок в гнезде влечет за собой гибель пчел в улочках колеб­лющихся рамок, а эта гибель вызы­вает волнение остальных пчел, кото­рые стараются выйти из улья и по­гибают.

Третья причина — потребность в воде, когда в улье имеется много открытого расплода. Хорошая венти­ляция улья в этом случае несомнен­но помогает, тем более что пчелам можно дать воду через вентиляцион­ную сетку.

Как влияет поведение матки на пчел во время пути не установлено, но возможно, что пугливая молодая матка в известной степени может отрицательно влиять на спокойствие пчел во время перевозки.

Пчелы не волнуются и прекрасно переносят дорогу ранней весной пос­ле очистительного облета и поздней осенью. В том и другом случае в ульях либо нет расплода, либо его незначительное количество.

Гнезда не переполнены пчелами, взяток от­сутствует.

Прохладная погода позволяет перевозить пчел даже днем с наглухо закрытыми вентиляционны­ми отверстиями и летками без ка­ких бы то ни было потерь, лишь бы не было качания рамок и все части улья были бы надежно скреплены.

Погрузка ульев с пчелами и их перевозка

Пчел грузят на машины при на­ступлении сумерек, когда закончит­ся лёт пчел. Погрузка иногда длится и ночью, а потому необходимо иметь по крайней мере один фонарь. Как показывает практика, однокорпусные ульи и лежаки можно ставить на грузовик в три этажа, а двухкорпусные — в два яруса.

Если предоставляется выбор, всег­да следует предпочесть большую машину ЗИС-150 полуторатонной «ГАЗ». Задний борт закрепляется в горизонтальном положении либо толстой проволокой либо цепями, и таким образом получается для по­грузки ульев дополнительная полез­ная площадь.

Сначала ставят на' машину вертикально щиты пчело­водной будки спереди и у боковых бортов кузова, а потом ульи в ряд, летками к бортам при холодном за­носе, впритык к щитам, стоящим возле кабинки. На первый ряд ульев ставится второй, а затем третий. В таком порядке спереди назад загружается вся грузовая машина.

Если же загрузить сначала весь низ машины, потом на образован­ной из ульевых крыш общей площа­ди ставить второй ряд ульев, а затем третий, то хождение и стук по кры­шам ульев вызовет беспокойство пчел и трудности при установке ульев. Сверху последнего общего ульевого яруса укладывают плашмя все остальные щиты стенок, пола и крыши будки.

Само собой разумеет­ся, что крыши кочевых ульев долж­ны быть плоские, а не двускатные.

Так как груз на машине полу­чается высокий, то пчеловод должен иметь легкую лесенку в 2—2,5 м длины, которая облегчит увязку ульев веревками. • Увязка произво­дится следующим способом.

Снача­ла вокруг всех ульев по средней линии обводится кольцо (венчик), а затем по вертикали веревка долж­на пройти «впереплет» через коль­цо с таким расчетом, чтобы охватить каждую группу ульев от нижнего до верхнего.

Инвентарь: тару под мед, медо­гонку, порожние ульи и прочее луч­ше перевозить отдельно& от пчел.

Прибыв на место, прежде всего устраивают поилку, так как пчелы после перевозки испытывают боль­шую потребность в воде. Затем рас­ставляют ульи и открывают летки.

Третьей неотложной работой являет­ся установка будки, куда вносят постельные принадлежности, бочон­ки под мед и прочие предметы, ко­торые необходимо укрыть на случай внезапного дождя. К вечеру того же дня устанавливают контрольный улей.

К. М. ГАНКЕВИЧПреподаватель пчеловодства

г. Краснодар

Источник: http://agroden.ru/publ/pchelovodstvo/perevozka_pchel_na_vzjatok/6-1-0-135

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Особенности транспортировки пчелиных семей зависят от ряда особенностей: типы ульев, общая сила семей, качество дорожного покрытия, погода, транспорт и многое другое. О том, как должна происходить правильная перевозка пчел, вы узнаете из данной статьи.

Главные рекомендации

Основное, что вам необходимо сделать – предоставить пчелам доступ кислорода. Поэтому придется позаботиться о вентиляции. А если при этом будет иметь место и сильный нагрев улья, необходимо позаботиться о возможности сдвинуть его в более свободное пространство для охлаждения.

Когда планируете заниматься транспортировкой, необходимо сделать следующее:

  1. Выньте из улья все элементы, которые во время тряски могут оборваться. Это и соты с медом, лишние и плохо закрепленные рамки. Каждая такая рамка будет убивать несколько пчел при каждой значительной встряске.
  2. Все то, что невозможно убрать, необходимо как следует закрепить. Рамки не должны выскакивать из пазов и даже скользить в них. При этом нужно проследить, чтобы и с остальными поверхностями они во время движения не соприкасались. В наибольшей степени это касается ульев с большой рамкой, которая несет большую опасность для семьи пчел. Небольшие рамки не представляют для пчел большой физической опасности, но грохот и скрежет вызывают у них беспокойство. Да и при транспортировке плохо закрепленные рамки сильно мешают, особенно, когда вы начнете устанавливать их на новом месте.
  3. Заботьтесь не только о пчелах, а и о себе. Ульи необходимо тщательно и плотно закрыть, чтобы пчелы не имели возможности выбираться наружу. Даже при самой бережной перевозке пчелы будут нервничать, норовя ужалить всякого, кто находится поблизости. Не исключается даже возможность аварии, если в один момент крышка улья откроется и пара десятков пчел попадет в кабину. Будьте осторожны и перепроверяйте все до того, как отправиться в дорогу.
  4. Со временем, когда семья разрастается, объем улья также увеличивается. Большие ульи транспортировать далеко не так удобно. Если перевозка будет осуществляться весной, в гнезда можно добавить вощины. Если же дело происходит в условиях более высокой температуры, необходимо обустроить улей таким образом, чтобы в его верхней части было свободное пространство – около десяти кубических дециметров. Для больших семей нужно еще больше. В таком улье без проблем поместится до четырех килограмм живых пчел и особых проблем с перевозкой не возникнет.
  5. Если вы будете перевозить безманжетные ульи, в них придется устанавливать надставки. Если перевозка осуществляется в ночное время, рекомендуется брызнуть на одну из рамок немного воды, чтобы охладить гнездо. Как альтернативный вариант, можно сунуть на дно улья смоченную помятую бумагу или ткань.
  6. Очень важно также позаботиться об обмене воздуха. Специалисты утверждают, что в возбужденном состоянии пчелы потребляют в 160 раз больше кислорода, если сравнить с состоянием спокойствия. Любая встряска, гул автомобиля и закрытое пространство сильно их будоражат. Обмен веществ при этом значительно ускоряется. Как следствие, и кислорода им нужно больше. Чтобы предоставить достаточное его количество, лучше всего наложить на манжеты ульев сеточные рамы или же прорезать в крыше небольшие окошки и прикрыть сеткой. Также можно сделать узкие щели вдоль стенок. Но их ширина должна быть такой, чтобы даже самые мелкие пчелы не могли пролезть. Но минус такого способа в том, что пчелы могут постоянно слетаться к щелям, чтобы быть ближе к воздуху, тем самым перекрывая подачу кислорода в улей практически полностью.

В целом, именно правильная вентиляция является залогом полноценной и безопасной транспортировки ульев. Поэтому вентиляционные устройства должны соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечивать максимально полную подачу воздуха;
  • быть легкими и эффективными;
  • не занимать много места;
  • не требовать площади на кочевой пасеке.

Обратите внимание, что если вы используете обычные легковые прицепы для перевозки пчел, бортики у них в большинстве случаев невысокие.

Улья придется дополнительно укрепить ремнями или веревками, чтобы не растерять их по дороге. Накрывать их тентом строго не рекомендуется.

Особенно в жаркую погоду, когда солнце может сильно прогреть воздух под накрытием, а доступ кислорода сильно уменьшается.

Использование специальных прицепов и платформ

Естественно, если есть такая возможность, используйте специальное оборудование для транспортировки пчелиных семей. Продажа прицепов для перевозки пчел – явление уже далеко не новое.

Такие прицепы удобны в основном за счет того, что изначально приспособлены для транспортировки ульев. Простейшие из них представляют собой ровную платформу с каркасом для сетки высотой до двух метров.

Отличаются они в основном только по своей площади.

Подобные прицепы-платформы оснащены рессорами и грузоподъемность большинства из них варьируется в пределах 2 тонн. Кроме того, часто их делают под заказ, исходя из нужных размеров. Лучше брать больше, чтобы потом не пришлось покупать новый прицеп.

Естественно, грузовой автомобиль является самым удобным в этом плане транспортным средством. На недалекие расстояния можно даже использовать трактор с прицепом, если такой имеется в вашем распоряжении. Но даже с помощью легкового авто и прицепа можно перевозить за один раз до пятнадцати ульев.

Использовать стандартный двухколесный прицеп также можно без проблем, но его вместительность гораздо ниже, поэтому придется ездить туда-обратно. Кроме того, некоторые из них стоят всегда под наклоном в сторону автомобиля, что усложняет процесс перевозки. В любом случае, четыре колеса лучше, чем два.

Независимо от того, перевозите вы улья в кузове грузового автомобиля или на платформе, процесс погрузки рекомендуется осуществлять как можно быстрее. Лучше всего, если пара человек будет подавать улья, а еще пара принимать и грузить на транспортное средство. Таким образом, вы не так сильно растревожите пчел.

Если для погрузки и выгрузки вы будете использовать специальные держатели, то выбирайте такие, что не будут мешать во время транспортировки. Во время переноса также необходимо избегать резких встрясок и колебаний, чтобы лишний раз не растревожить семьи.

Когда будете устанавливать ульи в два ряда, то начинайте от боковых стенок. Проставьте их в два этажа по краям, после чего заполняйте середину от дальней стены. Это позволит максимально рационализировать пространство, а крайние улья всегда будут плотно прилегать к стенкам кузова.

Если используете разборный домик, необходимо установить боковые элементы еще до начала погрузки, а все остальное после ее окончания. Все свободное пространство, которое остается, можно заполнять разнообразным инвентарем и подставками для ульев.

Но если места недостаточно, не советуем набивать прицеп или кузов вплотную. Особенно, если он закрытый. Не забывайте о необходимом количестве кислорода.

Обратите внимание, что во время погрузки ульев на прицеп для перевозки пчел мотор должен постоянно работать. Дело в том, что постоянный монотонный шум и вибрация не так сильно будут беспокоить пчел, чем полная тишина и спокойствие после погрузки.

Если предстоит везти их по ухабистой дороге, то соторамки необходимо устанавливать таким образом, чтобы они были перпендикулярными дороге. Таким образом, пчелы не будут сдавливаться в углах во время колебаний и наклонов прицепа или кузова.

Если же дорога предстоит ровная и гладкая, особых требований к установке нет.

Если используется платформа для перевозки пчел, а улья устанавливаются в несколько рядов, то их нужно дополнительно закрепить. С этой целью можно из досок сбить своеобразные плотные перила и установить по бортикам.

Точно так же следует поступить, если используете прицеп с низкими бортами. Каждый из отдельных ульев или их рядов можно также укрепить цепями или веревками, чтобы обеспечить большую безопасность при транспортировке.

Не забудьте перед отъездом все еще раз тщательно перепроверить, надежно ли все закреплено и не вылетают ли пчелы из какого-либо улья.

Очень важно тронуться максимально плавно, чтобы лишний раз не взбудоражить пчелиные семьи. Если дорога ровная, ехать можно на любой скорости. Но если это грунтовка или просто избитый асфальт, то лучше не спешить и ограничиться минимальной скоростью. На ухабах ульи могут раскрыться, а беспокойные пчелы будут вылетать наружу. Лучше выбрать более длинный, но ровный путь, чем сокращать ухабами.

Выгрузка пчел

Когда вы прибудете, ульи необходимо выгрузить максимально оперативно и установить в нужное место. При этом мотор автомобиля также не стоит глушить. Если заметите, что из некоторых ульев начали выбираться пчелы, нужно брызнуть на них водой, а образовавшиеся щели закупорить бумагой или тканью.

Предлагаем несколько главных советов касательно выгрузки:

  1. Улья можно открывать только минут через двадцать после выгрузки.
  2. Начинайте открывать ульи более сильных семей. Но не все сразу, а через 2-3 улья. Пчелы сразу же начинают вылетать и кружить по местности, но быстро успокаиваются и возвращаются на место.
  3. Когда первые пчелы успокоятся, можно открывать еще несколько с таким же шагом. Это нужно для того, чтобы пчелы не влетали в чужие ульи.
  4. Если из определенных ульев пчелы выбираются мокрыми и в меде, такие ульи нужно тщательно осмотреть. Вероятно, конструкция была повреждена во время транспортировки и требует незамедлительного ремонта. Сразу же надо найти матку, предохранить улей от воровства, а уже мертвых пчел закопать в землю.
  5. Если пчелы перегрелись, но все еще подают признаки жизни, улей нужно просто как следует проветрить. Довольно скоро пчелы оживут и включатся в нормальный ритм жизни.
  6. Когда все семьи окончательно успокоятся, можно устанавливать обратно вкладки, подготовить ограду и мастерскую.
  7. Все вентиляционное оборудование можно убирать только спустя несколько часов, когда пчелы-сборщицы уже начнут вылетать в поле.
  8. В это же время ульи можно утеплить, добавить надставки и рамки.
  9. Если вы занимались перевозкой ночью, пчелы будут вылетать только на следующий день. На ночь рекомендуется прикрыть вентиляцию, но не убирать ее.

Среди общих советов также нужно сказать, что лучше всего перевозить пчел ранней весной, когда цветы дают наибольшее количество нектара. В принципе, не страшно, если за ним придется летать на дальнее расстояние. К этому пчелы быстро привыкают.  Но и спешить с перевозкой не следует.

Если температура воздуха все еще остается нестабильной, а цветов пока мало, стоит повременить. Оптимальное время для перевозки – когда десять процентов растений уже начали цвести. Ну и, естественно, если у вас есть возможность купить прицеп для перевозки пчел, это нужно делать.

Таким образом, вы оградите себя от целого ряда дополнительных проблем, сохраните все семьи, а транспортировка займет минимум места.

Можно также попросить у знакомых пасечников взять на время такой прицеп, платформу, или же воспользоваться арендой оборудования в салонах-магазинах в вашем городе.

Источник: http://dachnaya-zhizn.ru/perevozka-pchel-pchelovodu-na-zametku

Кочевка – особенности и перспективы для пчеловода

Перевозка пчел: пчеловоду на заметку

Успешное, то есть прибыльное содержание пчел невозможно без наличия достаточной медоносной базы – больших площадей растений, дающих пыльцу и нектар. Конечно, стационарное содержание пчел во многом проще, но что делать, если главный взяток не приносит ожидаемого дохода? Ответ очевиден – необходимо заниматься кочевкой.

Кочевая пасека – прибыльный бизнес, ведь перемещение ульев ближе к цветущим полям и лугам увеличивает сбор меда в среднем на 30-40%.

Особенности кочевки

Перевозка пчелиных домиков к растениям-медоносам приходится на жаркое летнее время, что требует от пчеловода особой подготовки.

Главное в условиях знойной погоды – наличие тени. Об этом необходимо позаботиться заранее, еще на этапе планирования будущей площадки для установки ульев. Пчелиные домики должны находиться в достаточно густой тени кустарников или деревьев!

Еще один ключевой момент – наличие поблизости источника чистой воды. Но при этом важно, чтобы пчелы не летали к медоносам через большие реки, пруды, озера. В груженом состоянии насекомые быстро устают. А так как сесть им во время перелета некуда, они массово тонут. Это сказывается и на силе пчелосемей, и на объемах медосбора.

Правила размещения

Также следует обратить внимание на размещение пасеки при ее кочевке по отношению к массиву ближайших растений-медоносов. Ульи должны находиться вдоль массива, а не перпендикулярно ему! Это позволит избежать сильного налета на чужие ульи и, соответственно, избавит владельца мобильной пасеки от ненужного конфликта.

При этом тщательно следят за местоположением точка по отношению к соседним пасекам-кочевкам. Нельзя, чтобы ульи стояли на пути перелета чужих пчел!

Размещаются пчелиные домики на новом точке приблизительно в том порядке, в котором они находились дома.

Некорректная постановка пасеки приводит к плачевным результатам:

  • пчелы слетают;
  • начинается воровство, а значит, хаос и неразбериха на точке;
  • насекомые вступают в драку, отдельные семьи гибнут.

Соблюдение всех правил размещения поможет избежать неприятностей – пчелы будут активно работать на одном, ближайшем массиве цветущих растений. А новые медоносные площади для них подыскиваются заранее – здесь в последующем продолжится сбор пыльцы и нектара.

Как осуществляется перевозка

К перемещению пчелиных домиков на новое место приступают в вечернее или ночное время, то есть после прекращения активного лета насекомых.

На заметку: Из этого правила есть исключение – прохладная, ненастная погода. Перевозку в этом случае можно произвести днем, предварительно закрыв все летковые щели еще до вылета пчел.

Для удобства транспортировки выбирается отдаленность от домашнего точка в пределах 30-50 км, что позволяет загрузить пчелиные домики, перевезти их и установить до рассвета.

Грузятся на прицеп пчелиные домики летками назад, по ходу движения. По прибытии на место ульи сгружают вручную либо с помощью тележки. Расставляют их на подставки или вбитые в грунт колышки.

При себе пчеловод должен иметь дымарь, спецодежду с лицевой сеткой, перчатки, молоток и гвозди. Все это пригодится не только на новом месте, но и в пути – пчелы могут нуждаться в срочной помощи во время транспортировки.

Также на новом месте потребуются:

  • складные подставки или колышки для установки домиков;
  • дополнительные стамески;
  • несколько дымарей;
  • подручные столярные инструменты;
  • 1-2 роевни;
  • фонарь с запасным аккумулятором (батарейками);
  • весы с защитным кожухом для контрольного взвешивания;
  • пульверизатор для обработки гнезд при необходимости;
  • запасные ульи, рамки и другие комплектующие.

Перевозка сказывается на настроении насекомых не самым лучшим образом. Резкие звуки, яркий свет, блуждание и налеты пчел приводят к озлоблению семей. Осматривать их в таком состоянии проблематично.

На заметку: Для успокоения пасеки практикуется ее размещение в густой тени – среди кустарников и деревьев. То есть тень, не только предохраняет от зноя, но и действует благоприятно на настроение пчелок.

Первый облет

Чтобы первый облет на новом месте был успешным, пчеловоду необходимо разложить ветки или наклонные дощечки на прилетные доски.

Эта небольшая хитрость позволит насекомым лучше ориентироваться в пространстве. А значит, будет предотвращен значительный слет пчел, их блуждание, перезаполнение насекомыми передних рядов пчелиных домиков, залеты в чужие гнезда, гибель маток.

Что такое кочевой улей

Для транспортировки насекомых опытные пчеловоды используют специально оборудованные ульи. В современных пчелиных домиках предусмотрены вентиляционные рамы.

Для их установки:

  • снимают потолок с гнезда;
  • ставят подкрышник или надставку;
  • вставляют рамку для вентиляции;
  • закрывают крышку домика;
  • надежно скрепляют все части многокорпусной конструкции специальными скрепами.

Летки должны быть закупорены наглухо! Зарешечивать щель нельзя, так как пчелы начнут рваться наружу, биться о препятствие и сильно беспокоиться.

Известно, что во время перевозки в пчелином домике становится душно. От высокой температуры насекомые находятся в возбужденном состоянии. Чтобы предотвратить их гибель, необходимо сделать транспортировку максимально комфортной. Для этого:

  1. У многокорпусных конструкций вынимаются медовые корпуса.
  2. Расплодные рамки сортируются – полные помещают внизу, более легкие устанавливают в верхнем корпусе.
  3. Удаляются все свежеотстроенные соты, так как под воздействием духоты они сильно размягчаются, могут оборваться и придавить пчел.
  4. Все оставшиеся рамки обязательно фиксируются, чтобы исключить их раскачивание и смещение. Для этого в верхней части боковых планок крепятся по обеим сторонам небольшие брусочки (размер 0,6 на 0,8 на 7 см).

На заметку: Современные рамки имеют постоянные разделители. Если они имеются в наличии у пчеловода, гнездовой корпус полностью заполняется именно таким комплектом.

Будка для кочевки

Кочевая будка или, как ее еще называют, домик на пасеке используется для проведения разных летних работ. Например, здесь можно переносить личинок при искусственном выводе пчеломаток или распечатывать соты для откачки меда.

Также будка заменяет пчеловоду временное жилище. Внутри можно установить кровать, навесить полки, поместить небольшой стол и стул. Для удобства дом оснащают несколькими окнами. Летом в оконные рамы можно вставить проволочную сетку – это избавит от духоты в помещении.

Дома бывают разных размеров и конструкций. Их основное достоинство – возможность быстрой сборки и разборки. Вместительная будка подойдет для всего весенне-осеннего периода. А в компактном помещении удобно откачивать мед.

Сооружается домик следующим образом:

  1. Делается каркас из древесины, который обшивают доской толщиной 16 миллиметров.
  2. Изнутри для облицовки используются листы фанеры. Она же идет на потолок.
  3. Двускатная кровля покрывается рубероидом.
  4. Навешиваются двери и устанавливаются окна.
  5. Снаружи сооружение окрашивается светлой краской, хорошо отбивающей солнечные лучи.

Для перевозки можно использовать любой подходящий транспорт, имеющий платформу или будку нужных размеров. Осуществить это в деревенских условиях получится даже на обыкновенной телеге.

Обычно пчеловоды используют:

  1. Прицеп для легкового автомобиля. Если на нем соорудить каркас из металлических стоек и уголков, ульи можно установить в несколько ярусов. Получится небольшая передвижная или мобильная пасека.
  2. Прицеп для мотоблока или трактора.
  3. Кузов грузового автомобиля. Этот вариант чаще всего выглядит как полноценная будка, если идет речь о мобильности и постоянном движении без многочисленных погрузок и разгрузок пчелиных домиков.

Сама по себе кочевка может осуществляться двумя способами.

Первый – это доставка пчелиных домиков на прицепе для пасеки с их последующей разгрузкой на новом месте. Такой вариант более трудоемкий и затратный, так как во время каждого переезда в течение летнего сезона требуются грузчики.

Второй способ кочевки – использование передвижной платформы. В этом случае ульи стоят летками наружу – пчелы могут начинать облет фактически сразу по прибытии на место. Имеется крыша в виде тента или двускатной конструкции, покрытой стальным листом либо другим подходящим строительным материалом, защищающим от непогоды. Между ульями оставляется центральный проход.

Если позволяют размеры платформы, на ней же может располагаться дом для пчеловода. Этот вариант кочевки больше известен, как пасека на колесах. Он обеспечивает максимальную мобильность, так как разгружать и загружать ульи на прицеп в течение медосбора не нужно.

Каркас собирается по внутренним размерам имеющегося прицепа. Можно при желании использовать для этой цели доски. Пол верхнего яруса дополнительно фиксируется металлическими уголками, чтобы выдержал нагрузку в виде заполненных медом пчелиных домиков.

-пример самодельной платформы-прицепа:

Отметим, что на прицепе вывозят в поля и павильоны – популярные передвижные пасеки, которые представлены в трех вариантах:

  1. Крытые конструкции с ограждающими решетками и откидывающимися стенами. Пчелиные домики содержатся здесь точно так же, как на платформе – установлены в несколько ярусов.
  2. Закрытые сооружения, в которых ульи установлены внутри помещения. В стенах имеются небольшие отверстия для стыковки с летками. Здесь также практикуется многоэтажная установка пчелиных домиков.
  3. Сооружения кассетного типа, представляющие собой огромный улей на колесах, в выдвижных «ящиках» которого поселены отдельные пчелосемьи.

В заключение

Кочевка считается успешной, если пчелосемьи собрали больше 5-6 килограмм меда. Обычно наблюдается увеличение медосбора в 2-3 раза по сравнению со стационарным содержанием на одном точке.

Подробнее о некочевом пчеловодстве: Достоинства стационарной домашней пасеки

Причем хочется отметить, что количество собранного нектара определяется не столько размерами пасеки, сколько состоянием пчелиных гнезд. Каждая слабая семья – это неоправданные расходы на перевозку.

ссылкой на статью в социальных сетях:

Источник: https://vseopaseke.ru/paseka/kochevka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.